У Анны Евсеенко, предпринимателя из Новосибирска, есть товар, на который она возлагает большие надежды. Это детский батут – такой можно установить на пляже или в парке аттракционов. «Знаете, за какой срок он окупается? — спрашивает Анна. — Летом, в сезон, за пару выходных».
Возможно, она преувеличивает, но батут за 100 000 рублей от компании «Игродом», основанной Анной и её мужем Сергеем в 2001 году, кажется заманчивым предложением. У многих людей бизнес просел, но они ещё готовы вложить деньги в аттракционы — на детях население старается не экономить. Пока всплеска продаж батутов не зафиксировано, однако до сих пор умение верно определять, на какого клиента ориентироваться, супругов Евсеенко не подводило.
В прошлом году «Игродом» продал детского игрового оборудования на 100 млн. рублей. Много это или мало? У крупнейшего в России производителя уличных игровых площадок, питерской компании «Ксил», выручка в семь раз больше. Но если учесть, что детские площадки по всей стране производят сотни фирм, то Евсеенко много добились. Их фирма, в отличие от конкурентов, делает и уличные площадки, и игровые комплексы для помещений.
Разные категории клиентов выбирают разное. Операторы торговых центров и ресторанов, например, предпочитают яркое оформление детских комнат — для них помимо 10 стандартных вариантов дизайна «Игродом» добавил возможность разработки оригинальных конструкций. «Их игровой лабиринт занимает минимум площади, всего 20 кв.м, а наполнение по максимум», — говорит Николай Смурыгин, управляющий сетью быстрого обслуживания «Курочка рядом» из Омска.
Заказчики уличных площадок уделяют больше внимания техническим характеристикам, и Анна Евсеенко специально для них создала интернет-сайт, изобилующий подробностями конструкций и фотографиями с производства. Но Евсеенко никогда не концентрировалась на муниципальных заказах. «С ДЕЗами сложно работать: как правило, приходиться брать на себя весь комплекс работ по благоустройству территории», — отмечает глава конкурирующей компании «Мир вашему дому» Владлен Гоциридзе. Детскую площадку в Москве, например, «Игродом» строил по заказу благотворительного фонда «Евросети», в Петропавловске-Камчатском — в цветах «Билайна». Правда, рекламные и благотворительные бюджеты сейчас урезаются, а цена детской площадки для улицы составляет от 100 000 до 2 млн рублей.
Евсеенко готовится к тому, что в этом году заказов будет на 30-40% меньше. Батуты — лишь одно из антикризисных направлений. Основатели семейной фирмы рассматривают и другие идеи — у них три дочки, так что сидеть сложа руки и жаловаться на кризис Анна и Сергей не собираются.
Александр Сазонов
Журнал «FORBES», апрель 2009
Забавы ради
Кризис вынуждает идти на эксперименты даже производителей детских игровых площадок. Статья в журнале «FORBES» о компании «ОтАдоЯ»